Каталог статей

Главная » Статьи » новости

"Взгляд": Не хуже НАТО. Блок-строительство на саммите ОДКБ
Не хуже НАТО
Итоги саммита: ОДКБ создает коллективные вооруженные силы, Киргизия прекращает деятельность военной базы США, перспективы отношений с Душанбе не ясны

Прошедший в Москве саммит ОДКБ принес сразу несколько принципиально важных новостей. Так, участники организации объявили о начале формирования собственных вооруженных сил, которые, по словам Медведева, по своему потенциалу должны быть не хуже сил НАТО. Кроме того, Киргизия подтвердила решение о выводе военной базы США со своей территории, а президент Таджикистана, несмотря на обострившиеся противоречия, все-таки провел переговоры с российским коллегой.

В среду в Москве прошел внеочередной саммит ОДКБ, ознаменовавшийся редким для мероприятий такого рода конкретным решением. Теперь структура, которую многие эксперты до этого момента считали условной и малоэффективной, обзаведется собственными Коллективными силами оперативного реагирования (КСОР). Именно в привязке к этому событию стоит теперь рассматривать отказ одного из членов ОДКБ – Киргизии – от размещения на своей территории американской военной базы, а также проблемы во взаимоотношениях между Россией и Таджикистаном.

Блок-строительство

"Главы государств ОДКБ, главы государств СНГ пришли к такому мнению, что нам надо держаться вместе" Впервые о необходимости серьезно увеличить военную составляющую ОДКБ заявил президент России Дмитрий Медведев на саммите организации в Москве от 6 сентября 2008 года, когда впечатления от августовского конфликта в Южной Осетии были еще совсем свежи. Тогда российский лидер особенно подчеркивал важность "наращивания военной составляющей ОДКБ" и призывал к "углублению коалиционного военного строительства".

На сей раз привычные заявления не оказались декларативными. В среду президент России сообщил, что все члены ОДКБ "сошлись в необходимости решения этого вопроса" и "согласовали проект по формированию коллективных сил". "Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса", - подчеркнул Медведев.

Впрочем, полного единодушия не получилось. Узбекистан подписал документ о развертывании сил быстрого реагирования, но включил в него свое "особое мнение". Источник "Интерфакса" пояснил, что эта страна "будет участвовать в Коллективных силах оперативного реагирования не на постоянной основе, а делегировать свои подразделения". Данная позиция не является неожиданной, так как была заявлена еще в процессе подготовки.

При этом, разъясняя статут создаваемых сил, помощник президента России Сергей Приходько рассказал, что они будут использоваться для "отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма". Важно, что КСОР будет иметь место постоянной дислокации в России, куда и будут придаваться силы других стран.

"Предполагается, что они будут созданы на базе 98 гвардейской дивизии воздушно-десантных войск в Ивановской области и 31 гвардейской штурмовой бригады ВДВ в Ульяновске. Есть также идея придать им на конечной стадии силы МЧС и, возможно, МВД", - отметил Приходько.

Позже стало известно, что каждая страна-участница ОДКБ направит в состав КСОР по одному батальону. К слову, Россия и Казахстан предлагали направить в состав этих сил по бригаде от каждой страны, однако остальные союзники высказались за вариант, предусматривающий более скромные масштабы. "В конце концов, было принято общее решение о делегировании сил в составе батальона от каждой страны", - отметил секретарь совета безопасности Киргизии Адахан Мадумаров.

Между тем, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов скептически смотрит на изменения в деятельности ОДКБ.

"На мой взгляд, структура ОДКБ пока никакой особой эффективности не показала. Не видно ее роли было в пятидневной войне, после пятидневной войны, в каких-то других вопросах обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Все восторги уместны тогда, когда отлажен весь механизм, когда все ключевые политические вопросы решены. Нужно подождать воплощения задуманного. Если все получится, то я буду только рад", - отметил эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

Свято место

Организация Договора о коллективной безопасности" По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Официально государства-члены никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. При этом ОДКБ остается открытым для присоединения к нему других государств, "разделяющих его цели и принципы"."
Принятие решение по КСОР происходило на фоне еще одно знаковой новости. Накануне, на встрече с российским коллегой глава Киргизии Курманбек Бакиев развеял все сомнения и подтвердил, что Бишкек "попросит" со своей территории базу США в Манасе. Слухи об этом ходили еще в середине января, но сами американцы старательно опровергали данную информацию.

Заявление президента Киргизии Вашингтон, впрочем, опять не убедило, и представители Пентагона в среду утром сообщили, что пока не получили официального решения властей центральноазиатской республики и, в свою очередь, намерены продолжить переговоры по поводу использования базы. Позднее об этом же заявил и исполняющий обязанности официального представителя госдепа Роберт Вуд. По этому случаю секретарь совета безопасности Киргизии Адахан Мадумаров сообщил, что американские военные покинут авиабазу "Манас" в течение 180 дней после обмена соответствующими нотами.

"Президент Киргизии Курманбек Бакиев во вторник в Москве четко заявил о решении киргизских властей. Согласно изначальному соглашению, база будет выведена спустя 180 дней с момента обмена нотами", - заявил Мадумаров, не ответив на прямой вопрос журналистов, произошел ли уже этот обмен нотами. "Решение, постановление принято, и в соответствии с внутренними процедурами будет исполнено. Дело за парламентом республики, который рассмотрит этот вопрос", - добавил он.

"В настоящее время нецелесообразно говорить о том, что Кыргызстан проигрывает или выигрывает из-за этого решения. Мы должны говорить о том, что главы государств ОДКБ, главы государств СНГ пришли к такому мнению, что нам надо держаться вместе", - передает РИА "Новости" слова секретаря совбеза, подчеркнувшего, что отказ от американской базы является "чисто политическим решением, а не какими-либо уступками".

"Москве не стоит сбрасывать со счетов жгучую геополитическую ревность Ташкента и Душанбе друг к другу" В свою очередь, замглавы МИД России Григорий Карасин заявил, что решение Киргизии закрыть американскую базу в Манасе абсолютно самостоятельно, и не связано с предоставлением этой стране денежных средств со стороны России. "Это было абсолютно независимое решение, и оно было предсказуемым", - подчеркнул Карасин (напомним, что Бишкек получит от Москвы кредит в размере 2 млрд долларов, а также 150 млн долларов безвозмездной помощи).

Между тем, президент России решил успокоить американцев и заявил, что ликвидация американской базы "Манас" не приведет к ослаблению борьбы с терроризмом в Афганистане, так как эта борьба "не зависит от количества баз". "Если бы от их количества было меньше террористов, то было бы прекрасно, но борьба зависит и от другого", - подчеркнул он, поддержав "обнадеживающие признаки в первых действиях администрации США применительно к Афганистану".

А на Смоленской площади подтвердили, что "настроены на эффективные переговоры с США по предоставлению им транзита невоенных грузов через свою территорию для операции в Афганистане". "Россия заинтересована в успехе антитеррористической коалиции в Афганистане, и решение правительства Киргизии закрыть американскую базу в Манасе, открытую в декабре 2001 года для поддержки коалиции, не повлияет на антитеррористические операции", - заверил Карасин.

Интересно, что постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин уже заявил, что базу в Манасе после ухода оттуда американцев можно будет использовать для размещения сил КСОР. "Если такое решение будет принято, это будет мощнейшим шагом к тому, чтобы консолидировано давать ответ на новые угрозы, исходящие с южного направления", - подчеркнул Рогозин. Впрочем, из Киргизии сообщают, что официальный Бишкек данный вариант пока не рассматривает.

Однако стоит заметить, что наиболее злободневным вопросом, поднимаемым наблюдателями в ходе саммита ОДКБ, была не судьба Манаса, а уровень отношений между Россией и Таджикистаном. Благо в конце января контакты двух стран омрачил серьезный скандал.
Так, в ходе своего визита в Узбекистан Дмитрий Медведев коснулся вопроса строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане, заметив, что "гидроэнергетические станции в Центрально-Азиатском регионе должны строиться с учетом интересов всех соседних стран", и "если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах". Сказано это было с успокоительной целью: Ташкент опасается, что гидроэнергетические проекты Душанбе, в которых Москва принимает серьезное участие, скажутся на водоснабжении Узбекистана. При этом президент Ислам Каримов уже не раз демонстрировал свой своенравный характер. В частности, его вотчина уже вышла из ЕврАзЭС, ходили слухи и о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ, так что озвучить узбекам что-то ободряющее для Москвы было необходимо.

Но спустя три дня МИД Таджикистана выпустил специальное заявление, в котором выражалось недоумения в связи со словами Медведева. "Таджикская сторона выражает недоумение относительно нынешней позиции российской стороны, озвученной в Ташкенте, которая не сходится с высказанной ранее готовностью РФ принять участие в завершении строительства Рогунской ГЭС на двусторонней основе", - говорилось в документе.

Более того, до последнего момента существовала вероятность, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон даже откажется от поездки в Москву и не примет участие в саммите ОДКБ. Однако таджикский лидер Россию все-таки посетил, подписался под общим документом о создании КСОР и даже провел с Медведевым двустороннюю встречу.

"В ходе беседы стороны договорились о том, что визит в Россию президента Таджикистана состоится до конца февраля для обсуждения текущих вопросов торгово-экономического сотрудничества, сотрудничества в военно-технической сфере, а также участия двух стран в крупных инфраструктурных проектах Центральной Азии", - сообщила пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова.

Кроме того, президент Медведев подтвердил свое приглашение об осуществлении государственного визита президента Таджикистана в Россию в 2009 году. Эти факты косвенно свидетельствуют хотя бы о том, что диалог между двумя странами продолжается. Хотя сбрасывать со счетов жгучую геополитическую ревность Ташкента и Душанбе друг к другу (а равно потребности первого в воде, а второго в электричестве) все-таки не стоит.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко считает, что последние внешнеполитические успехи Москвы в Центральной Азии свидетельствуют о сохранении влияния на бывшие страны СССР в этом регионе.
"В сотрудничестве с Россией по военному направлению они заинтересованы не меньше, чем Россия, поскольку именно акцент на военную составляющую позволяет им обезопасить собственные границы. Прежде всего, речь идет об Афганистане. Больше всего Таджикистан и Узбекистан озабочены ростом влияния исламского фактора, роста наркотрафика. Осмелюсь предположить, что здесь мы будем иметь несколько линий двустороннего сотрудничества, в то время как республики между собой будут сотрудничать в меньшей степени, чем с Россией", - сказала газете ВЗГЛЯД Войко.

В свою очередь Сергей Маркедонов заметил, что Центральная Азия – это крайне сложный регион, и межстрановые противоречия там далеки от разрешения. "В ОДКБ входит Таджикистан, с которым у России по-прежнему сложные отношения, и саммит вряд ли их устранил. В Центральной Азии очень много проблем, и много линий противостояния: Узбекистан-Казахстан, Казахстан-Таджикистан. Пока я не вижу по-настоящему серьезных подвижек", - заключил эксперт.

4 февраля 2009, Роман Федосеев

***

Встреча ОДКБ и ЕврАзЭС

В Москве состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ. Подписано соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. По словам помощника Президента РФ Сергея Приходько, коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ должны будут отражать военные агрессии и проводить спецоперации по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма. От каждой страны-участника ОДКБ в новое военное формирование будет делегировано по одному батальону.

В ОДКБ входят Российская Федерация, Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Также началось внеочередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств. В повестке дня встреч – экономическое сотрудничество, кадровые вопросы и бюджет ЕврАзЭС. Объявлено о создании антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 миллиардов долларов. 7,7 млрд долларов внесет россия и 1 млрд - Казахстан.

Комментируют:
Андрей Кокошин
депутат Госдумы, академик РАН

Создание коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ – это важный и крайне нужный шаг для обеспечения наших общих интересов безопасности в Средней и Центральной Азии. Это связано в том числе с тем, что в последнее время существенно ухудшилась обстановка в Афганистане, где коалиционные силы стран НАТО терпят одно серьезное поражение за другим. В связи с этим, для наших друзей и союзников в Средней Азии, для интересов России усиливается угроза распространения исламского экстремизма и контрабанды наркотиков.

Известно, что новая администрация США во главе с Бараком Обамой намеревается активизировать свои действия в Афганистане. Для этого Соединенным Штатам придется, в том числе, осуществить перегруппировку имеющихся у них сил и средств в Ираке и, возможно, в Персидском заливе, в пользу группировки, действующей в Афганистане. Американская группировка в Ираке будет, скорее всего, сокращена. Однако пока произойдет такая перегруппировка в пользу сил, действующих в Афганистане, обстановка может еще больше ухудшиться. И вообще мы и наши союзники не можем полагаться в обеспечении нашей безопасности в этом регионе на США и НАТО, а должны усиливать собственные возможности.

Владимир Жарихин
заместитель директора Института стран СНГ

Главная особенность ОДКБ состоит в том, что это военно-оборонительный блок. Он принципиально не ставит перед собой задач экспансии. И поэтому на фоне НАТО, которое занимается явным экспансионизмом, он выглядит как бы недоделанным. Но на самом деле, в рамках этого блока делается достаточно много. Например, ОДКБ – очень неплохое подспорье для стран, входящих в него. Они получают российское вооружение по внутрироссийским ценам и имеют возможность на льготных условиях обучать свои офицерские кадры в российских военно-учебных заведениях - одних из лучших в мире, если судить по фактам побед российской армии. Наконец, есть постоянная координация и связь между штабами. Несмотря на то, что никаких совместных акций за пределами своих границ страны ОДКБ не производят, это не говорит о том, что военный блок "не работает". Другое дело – да, есть определенные проблемы, связанные с выходом на этап формирования совместных сил быстрого реагирования, и возможно, что эта работа ведется недостаточно интенсивно.

Объявленное усиление присутствия США в Афганистане создает новые геополитические условия на пространстве СНГ. Все говорит о том, что Соединенные Штаты собираются перенести тяжесть своих, скажем так, военно-миротворческих усилий, с Ирака на Афганистан. Но для США обеспечение такой операции возможно только при координации с Россией и странами Центральной Азии, входящими в ОДКБ. Поэтому взаимодействие государств в рамках этой организации приобретает большое военно-политическое значение.

Что же касается ЕврАзЭС, то заседание совета этой организации – не менее важное событие. Оно не случайно внеочередное – на дворе мировой экономический кризис. Во всех странах СНГ, как входящих, так и не входящих в эту организацию, созревает понимание, что нужно держаться рядом с теми, кто имеет больше возможностей выжить в условиях этого кризиса. Безусловно, такой страной на постсоветском пространстве в первую очередь является Россия – и в силу имеющегося потенциала, в том числе накопленных золото-валютных резервов, и в силу своего положения. Поэтому в первую очередь на этой встрече будут обсуждаться вопросы совместного выхода из кризиса и, будем говорить прямо, те возможности, которые имеет Россия, чтобы помочь другим странам, входящим в ЕврАзЭС, пережить этот кризис.

Россия предоставляет помощь своим партнерам по ЕврАзЭС и шире – по СНГ – вовсе не от доброты душевной. Надо четко понимать, что все эти страны – наши соседи, причем у нас с ними безвизовый режим. То есть, если называть вещи своими именами, отсутствие реальных границ. И Россия не заинтересована в том, чтобы в какой-либо из стран-соседей произошел полный финансово-экономический, а вслед за ним и социальный коллапс. Такой коллапс, среди прочего, поднимет миллионы беженцев, которые устремятся в Россию. Поэтому экономическая помощь оказывается, в том числе, из трезвого понимания интересов собственной национальной безопасности.
Категория: новости | Добавил: live56 (05.02.2009)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ЧАТ

Категории раздела
статьи [56]
новости [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск