Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Новая экономическая политика в Казахстане.
Народное хозяйство было разорено первой и гражданской войнами, иностранной военной интервенции. Приходилось признать, что к экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика “военного коммунизма”. Разорение, нужда, обнищание – так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В.И. Ленин. Чрезвычайно тяжелым было и положение Казахстана. Из 307 национализированных предприятий Казахстана 250 бездействовали. По сравнению с 1913 годом добыча нефти в Казахстане сократилась в 4 раза, Карагандинского угля - в 5 раз, а добыча медной руды прекратилась совсем. Были разграблены нефтепромыслы и выведены из строя Риддерские рудники, Экибастузские угольные копи и Спасская обогатительная фабрика.

Доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства края составляла в 1920 году всего 6,3 %. Железные дороги бездействовали из-за нехватки топлива и разрушения путей.

В упадок пришло сельское хозяйство республики, прежде всего животноводство. Поголовье скота уменьшилось более чем на 10,8 млн. голов. В Уральской губернии посевные площади сократились в два с лишним раза, в Семиречье – почти в 3 раза. Хозяйственные трудности усугубились в 1921 году неурожаем зерновых и, как следствие, голодом, охватившим значительную территорию Казахстана. В результате население аулов и деревень стало выражать недовольство. В 1920 -1921 годах очаги недовольства, вылившегося в открытые выступления, возникли в Семипалатинской области, а также в Кустанайском, Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском уездах. Их лозунгами были: “За Советы без коммунистов!”, “Долой продразверстку!”, “Долой продовольственную диктатуру!”.

Сложившийся в тяжелых условиях войны военно-политический союз рабочего класса и крестьянства находился под угрозой срыва. Прежняя экономическая база, связывающая их, оказалась недостаточной, необходимы были новые формы хозяйственной связи между рабочими и крестьянами, между городом и деревней.
Сущность и цели НЭПа.

На X съезде РКП (б) в марте 1921 года Ленин предложил новую экономическую политику. Эта была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно – технического опыта капиталистов при сохранении руководства в руках большевистского правительства. Основные политические и экономические рычаги общества находились в руках государства. В промышленности государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Главная политическая цель НЭПа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции.
Реализация НЭПа.

Переход к НЭПу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 года. НЭП включал комплекс экономических и социально – политических мероприятий. Они означали “отступление” от принципов “военного коммунизма” – возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

Введение (реализация) новой экономической политики началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной компании, и не мог изменяться в течение года, и был в два раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Это создало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

Следующие мероприятия НЭПа сводились к следующему: была отменена трудовая повинность, разрешались свобода торговли, аренда земли, применение наемного труда, поощрялось развитие кооперации; стал широко использоваться хозрасчет.

Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего, был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий1) с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. Было проведено реформирование системы заработной платы, т.е. была введена тарифная система оплаты труда. В 1922 году была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, и в оборот вводился советский червонец (10 р.), который высоко ценился на мировом валютном рынке.

При Новой экономической политике взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.

Летом 1921 года Казахстан постигла сильная засуха. Погиб почти весь урожай на территории Уральской, Оренбургской, Актюбинской, Кустанайской областей. Число голодающих в республике достигло более 2,3 млн. человек. Катастрофа в сельском хозяйстве продолжалась до урожая 1923 года. Численность населения Казахстана в 1922 году сократилась более чем на 1 млн. человек по сравнению с 1914 годом.

Новая экономическая политика дала результаты к середине 20-х годов. К 1925 году народное хозяйство было в основном восстановлено. Общий уровень производства промышленной продукции составил примерно 2/3 довоенного уровня. В действие было введено более 60% предприятий, был восстановлен транспотр. Посевная площадь приблизилась к 3 млн. га, был почти восстановлен довоенный уровень валового сбора зерна. А валовый сбор хлопка превысил довоенный. Поголовье скота удвоилось по сравнению с 1922 годом и превысило 26 млн. голов. Были восстановлены ярмарки, такие как Уильская, Темирская, Куяндинская и другие, а всего их действовало 128 с общим объемом торговли 20-23 млн. рублей.
Земельно-водная реформа 1921 года.

Важную роль в жизни трудящихся Казахстана сыграли мероприятия советского правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В связи с этим в 1921-1922 годах в Казахстане была проведена земельно-водная реформа, суть которой заключалась в возврате казахских земель, изъятых для Сибирского и Уральского казачьего войска, в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также земель в Семиречье и Южном Казахстане. Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн. 385 тыс. десятин земли.

В апреле 1921 года был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. По этому декрету казахские крестьяне получили в Прииртышской полосе более 177 тыс. десятин земли и по левому берегу Урала свыше 208 тыс. десятин.

В 1921 году была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся более 460 тыс. десятин земли, отобранной у них при подавлении восстания 1916 года. Наряду с этим за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более 1 млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана. Аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально-экономического положения 300 тысяч беженцев (казахов и киргизов), эмигрировавших в 1916 году в Китай.

Однако во время осуществления реформы на местах были допущены ошибки и перегибы. Так, иногда земли лишались бедняцкие переселенческие хозяйства. К кулакам-колонизаторам нередко относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду между переселенцами и коренным населением.

В 1921 году был создан союз бедняков “Кошчи”, члены которого активно участвовали в проведении земельной реформы.

Земельно-водная реформа 1921-1922 гг. способствовала вовлечению казахских и русских трудящихся в мирное строительство, нанесла удар по колониальной политики царизма в области аграрных отношений, сильно подорвала экономическую мощь переселенческого кулачества, ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле. Суть земельно-водной реформы – возврат казахских земель.
Национально-государственное размежевание Туркестана.

Тяжелым наследием колониальной политики в Казахстане было то, что край оказался разделенным между отдельными административно – территориальными частями. Образование Казахской АССР со всей остротой поставило задачу объединения казахских земель. Это касалось Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской и Сырдарьинской областей.

В 1921 году произошло размежевание на западе и севере Казахстана, в Западной Сибири. Большая подготовительная работа велась по национально - территориальному размежеванию Средней Азии и присоединению казахских земель.

Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестана, возникла ещё в период гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. Это совпадало и с планами центральных властей, заинтересованных в расселении Туркестанской Республики для ослабления пантюркистских и панисламистских идей в Центральной Азии. В связи с этим 27 октября 1924 года на сессии ЦИК СССР было принято решение об упразднении Туркестанской АССР и были образованы Узбекская и Туркменская республики, а чуть позже возникли Киргизская и Таджикская республики. Южные области были присоединены к Казахстану. Часть Оренбургской губернии вместе с городом Оренбургом была передана России, в связи с чем возник вопрос о новой столице. И в 1925 году столица республики была перенесена в Ак - Мечеть, переименованную в Кызыл – Орду и в 1925 году после ходатайства V съезда Советов КАССР ВЦИК СССР принял постановление о восстановлении правильного названия республики – Казахской. В 1928 году было упразднено деление Казахстана на губернии, уезды, волости и введено деление на округа и районы.

Итак, объединение всех казахских земель в составе одной республики стало важной вехой в истории казахского народа и, несмотря на трудности того периода, сыграло очень важную роль в создании казахской государственности
Категория: статьи | Добавил: live56 (29.01.2009)
Просмотров: 3522 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/5 |
Всего комментариев: 1
1 Военные пенсии  
0
https://www.roi.ru/poll/petition/gosudarstvennaya_podderzhka/otmena-ponizhayushego-koeffitcienta-0-54-pri-raschyote-pensij-sotrudnikov-silovyh -struktur/ - За отмену унижающего нас понижающего коэффициента 0,54, применяемого к нашим пенсиям

Имя *:
Email *:
Код *:
ЧАТ

Категории раздела
статьи [56]
новости [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск