Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Образование монгольской империи.
Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов. В то время монголы исповедовали шаманизм.

Монгольские племена не были объединены. Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

Образование Монгольской империи. Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура.

По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов, которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В 1206 году он созвал на реке Ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Именно тогда Темучин официально принял титул Чингисхана («величайшего владыки»)1). Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта. Когда Чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ Я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («Сокровенное сказание» стр. 168).

Теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “Чингис”. Ты стал царем, царей.” (Рашид- ад- Дин).

Так было образованно великое монгольское государство.
Военное устройство Монгольской империи. Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой державой.

Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен в одну державу, было создание вооруженной силы.

Прежде всего, монгольский хан позаботился устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

Вот, что написано в “Сокровенном сказании” - ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

В составе армии имелась еще особо отборная часть – “тысяча храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.2)

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались. В войсках установлена строжайшая дисциплина. Всю армию и территорию Чингисхан разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль) во главе был поставлен Кая; правое крыло – западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло – восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

Главным оружием легкой конницы был лук со стрелами. Стрелы отличались необычной остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.

В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы

Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Общественное устройство. В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества.
Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени (лицо) подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. Родовой быт воздвигает идею личности, подчиненности единоличному авторитету, - словом, начала близкие к принципам военной организации.

Итак, Чингисхан осуществлял свою власть в империи через посредство иерархии сотрудников из лучших “сынов народа”.

В своих словах, речах, указах, постановлениях Чингисхан никогда не обращается, подобно тюркским каганом, к народу, а говорит только с царевичами, нойонами и багатурами.

Но надо отдать справедливость великому монгольскому монарху, что, не смотря на свои строго аристократические воззрения, он при назначении на высшие должности по войску и по администрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал по знаниям, качествам, смотрел на техническую годность данного лица, особенно уделял серьезное внимание на нравственные качества. Он ценил и поощрял такие качества в людях как верность, преданность и стойкость и ненавидел измену, предательство, трусость и др. По этим признаком Чингисхан и делил людей на две категории.

Монгольское государство управлялось преимущественно кочевниками; из городского населения он брал только нужных ему “спецов”. В империи Чингисхана не было ни одного “выборного” органа. Он сам не считал себя избранным императором, а тем более избранным “народом” (он был провозглашен начальником родов и племен).

В основу государства была положена также религия: сам Чингисхан и его сотрудники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После завоевания и присоединения населения земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов, продолжают действовать.

Государственная система монголов способствовала закалке держав Алтын Орды и Московской Руси. Русь унаследовала от монголов Централизацию государственной власти, транспортные налоги, всеобщую перепись населения, военно-административную систему, денежную единицу, серебряную монету-тенге.

Чингисханом был создан документ «Ұлы жаза» («Ясак» или «Великое наказание»). 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.
Категория: статьи | Добавил: live56 (29.01.2009)
Просмотров: 3371 | Рейтинг: 3.8/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ЧАТ

Категории раздела
статьи [56]
новости [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск